О состоянии защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг
29 мая 2019 года в Санкт-Петербурге Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» провела круглый стол «Состояние защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг».
В мероприятии приняли участие представители Роспотребнадзора, Банка России, национальные и международные эксперты в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, представители общественных организаций, журналисты, сообщает пресс-служба КонфОП.
Важность защиты прав потребителей финансовых услуг в своем приветствии отметила Марина Урванцева, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Председатель Правления КонфОП Дмитрий Янин представил результаты независимого мониторинга в области защиты прав потребителей страховых услуг, который был проведен осенью минувшего года.
Исследование проводилось среди 27 крупнейших страховых компаний и 20 банков. В своем выступлении Дмитрий Янин отметил, что российский страховой рынок растет за счет страхования жизни и банки являются лидирующим каналом продаж страховок при оформлении гражданами кредитов, что подтверждается данными Банка России за 2018 год (Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков): страховой рынок показал рекордные с 2012 года темпы прироста — на 15.7%, объем собранных страховых премий достиг 354,4 млрд рублей, количество договоров страхования жизни заемщиков выросло на 12%. Драйверами роста среди потребительского страхования стали страхование от несчастных случаев и болезней (+ 39.8%) страхование заемщиков (+ 32.2%). ЦБ признает, что «динамика рынка в 2019 г. во многом будет зависеть от темпов роста кредитования физических лиц».
В середине 2018 года на этом рынке произошли изменения – был принят Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации, вступивший в силу в мае 2019 года. Дмитрий Янин рассказал о результатах проведенного КонфОП анализа правил страхования на предмет наличия в них признаков дискриминации социально уязвимых потребителей и показал, какие страховые компании последовали указаниям Банка России и удалили дискриминационные условия из правил страхования, а какие — нет. Исследование показало, что треть компаний не принимают на страхование СПИД/ВИЧ-инфицированных потребителей и/или не признают страховыми случаями события, наступившие в результате СПИД/ВИЧ-инфицирования и исключают из покрытия случаи, наступившие из-за осложнений или смерти в результате беременности, родов, в ходе лечения бесплодия.
КонфОП предлагает следующие рекомендации для решения проблем в данной сфере: с целью недопущения дискриминации в страховании — проведение мониторинга исполнения Базового стандарта участниками страхового рынка, введение административной ответственности за включение в договор страхования пунктов, дискриминирующих отдельные группы потребителей; дополнение Базового стандарта требованием по заблаговременной передаче страховщиком (агентом, организатором страхования) потребителю краткой информации о ключевых условиях страхования в доступной текстово-графической форме; дополнение Базового стандарта требованием обязательной проверки предлагаемого страховщиком или страховым агентом продукта на соответствие требованиям и нуждам потребителя; недопущение навязывания страховых полисов заемщикам; увеличение «периода охлаждения» до 30 дней для определенных видов добровольного страхования и распространение действия «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования.
Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков коснулся вопросов защиты персональных данных потребителей, реализации права на безопасные услуги и безопасность обработки личных данных граждан, рассмотрения персональных данных в качестве цифрового актива, а также важности устранения недобросовестных практик.
Представитель Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации Анатолий Бирюков отметил изменения российского законодательства, касающиеся сферы кредитования (снижение ставки по договору кредитования в МФО), важность надзора за базовыми стандартами СРО в сфере микрофинансирования.
Председатель Белорусского общества защиты потребителей (организация-член КонфОП) Анна Суша представила результаты независимого мониторинга соблюдения прав потребителей финансовых услуг в Республике Беларусь, отметив в своей презентации, что белорусские потребители недостаточно информированы о механизмах защиты своих прав в финансовой сфере. Положительным изменением для защиты потребителей станет институт финансового омбудсмена, создаваемый в Беларуси для урегулирования банковских споров.
Анна Чаплыгина, координатор Проекта Минфина по финансовой грамотности, в своем выступлении затронула вопросы информирования населения о ключевых вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг, представила созданные в рамках проекта информационные материалы по основным типам финансовых услуг: видеоролики, буклеты, специальные издания для подростков (финансовые комиксы, онлайн-квесты, онлайн-тесты, мобильное приложение, настольные игры для школьников).
В дискуссии по обсуждаемым на круглом столе вопросам приняли участие представители потребительских организаций – членов Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) из 20 регионов России.
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?