Интернет-торговцы ответят за недостоверную информацию о товарах и услугах
Правительство подготовило поправки в законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов перед потребителями за ложную информацию о товарах или услугах. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте кабмина, сообщает Парламенстакая газета.
Чёткие правила игры
В конце весенней сессии 2017 года Правительство внесло в Государственную Думу, а депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей».
Изменения назрели в связи с бурным развитием интернет-торговли и значительным количеством жалоб от потребителей о том, что они не имеют возможности защитить свои права после покупки товаров и получения услуг в Интернете.
Основная задача документа, который сейчас готовится ко второму чтению, — усовершенствовать государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и усилить правовые гарантии для граждан, приобретающих товары и услуги в сети Интернет.
Как стало известно 19 февраля, Правительство подготовило поправки в этот законопроект, направленные на восполнение пробелов в правовом регулировании при реализации товаров и услуг в Интернете и на создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в электронных сетях.
«Мы давно ждали этих поправок от Правительства, потому что закон достаточно давно был принят в первом чтении. И группа депутатов совместно с экспертным сообществом и широким участием представителей рынка, предоставляющего подобные услуги, участвовала в работе над подготовкой поправок, которые, безусловно, внесут свой вклад в повышение безопасности интернет-торговли», — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олег Алексеев. По словам депутата, сам рынок сегодня глубоко заинтересован в том, чтобы появились чёткие «правила игры» — нормы регулирования и самое главное - нормы ответственности.
Средства массовой агрегации
Прежде всего поправками уточняется понятие «агрегатор», под которым подразумевается самостоятельный субъект ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре или услуге.
Согласно определению, предложенному Правительством, агрегатором может быть организация либо индивидуальный предприниматель, являющиеся владельцем компьютерной программы либо интернет-сайта, предоставляющего потребителю возможность ознакомиться с предложением продавца и заключить договор купли-продажи товара либо услуги, а также произвести предварительную оплату указанного товара путём перевода денежных средств по безналичному расчёту.
Кроме того, в соответствии с поправками понятие «агрегатор» исключает «осуществление деятельности, связанной с распространением рекламной и иной справочной информации о товаре (услуге)». Другими словами, речь о сайтах, рекламирующих товары и услуги, но не предлагающих механизма их приобретения.
По мнению руководителя Союза потребителей России, депутата Госдумы нескольких созывов Петра Шелища, благодаря уточнению понятий поправки устраняют ошибочную практику наименования агрегаторов «товарными» или «агрегаторами товаров и услуг». «То, что вместо понятия «товарный агрегатор» теперь присутствует понятие «агрегатор информации о товаре либо услуге», очень существенно, потому что понятие «товарный агрегатор» вводило в заблуждение всех участников правоотношений, поскольку объектами агрегирования в действительности являются не товары или услуги, а оферты их продавцов и исполнителей. Функция же агрегаторов ограничивается обеспечением потребителям возможностей доступа к офертам, их акцепта и предварительной оплаты в рамках единого интернет-ресурса», — объяснил «Парламентской газете» эксперт.
Кто ответит за качество?
Правительственные изменения, помимо прочего, уточняют перечень информации, которую агрегатор обязан предоставить потребителю, и ответственность, которую он несёт. В частности, поправками устанавливается ответственность агрегатора за недостоверную информацию о товаре или услуге. «Предусматривается ответственность агрегаторов за реальный ущерб, обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортёре), на основании которой был заключён договор с потребителем», — говорится в сообщении кабмина. Дополнительно поправками закрепляется обязанность продавца по передаче агрегатору достоверной информации о себе. При этом отмечается, что агрегатор может не возмещать убытки потребителю, если он не изменял информацию о товаре или услуге, представленную продавцом.
По мнению Петра Шелища, тут важно то, что на агрегатора возлагается ответственность за достоверность предоставляемой потребителю информации о продавце либо исполнителе услуги, а также данных о товаре, но не за качество самого товара или услуги. «Проблема у потребителя с агрегаторами одна — когда договор не исполнен. То есть вы заказали какой-то товар либо вызвали такси, но в итоге товар не доставлен, а такси не приехало либо вам доставили другой товар, а такси приехало без детского кресла. И вы хотите предъявить претензию продавцу или исполнителю услуги, но не можете его найти, потому что агрегатор указал неверные контактные данные», — объясняет эксперт. По его словам, агрегатор в таких случаях должен нести полную правовую ответственность, потому что у него, в отличие от потребителя, есть предостаточно возможностей проверить достоверность данных продавца или исполнителя услуги.
В свою очередь, Олег Николаев обращает внимание на то, что агрегаторы не в состоянии обеспечить требования контроля за качеством предлагаемых продавцами товаров. И поэтому необходимо законодательно определить степень достаточности информации, которая позволит потребителю сделать правильный выбор и вместе с тем будет «удобной для всех участников процесса». «Нужно, чтобы, с одной стороны, агрегаторы предоставляли достаточно информации для потребителя, а с другой — чтобы на них не возлагались такие же обязанности, как на самого производителя. Потому что очевидно, что некоторые требования можно и нужно предъявлять только к производителю или поставщику товара», — убеждён парламентарий.
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?