Роспотребнадзор предлагает запретить автоматическое согласие на дополнительные услуги
Роспотребнадзор предложил внести изменения в закон «О защите прав потребителей».
В частности, в закон хотят добавить пункт, который запрещает продавцам навязывать потребителям дополнительные товары, работы и услуги.
Проблема актуальна уже много лет. Так, при покупке авиабилетов онлайн часто используют практику автоматического согласия на заключение договора о добровольном страховании. Из-за этого потребители не могут сами выбирать дополнительные услуги при покупке билетов.
Инициатива направлена на то, чтобы дать потребителям возможность самостоятельно решать, нужны ли им дополнительные услуги. Это позволит избежать навязывания и обеспечит более высокий уровень защиты прав потребителей.
Сопредседатель Союза потребителей РФ Марс Исмагилов указывает на актуальность проблемы навязывания дополнительных услуг.
Чаще всего с таким явлением можно столкнуться в автосалонах, кредитных и страховых организациях, а также в компаниях, предоставляющих услуги по ремонту бытовой и компьютерной техники, салонах мобильной связи и других сферах потребительского рынка.
Законодательство уже содержит нормы, запрещающие навязывание услуг. В абзаце 5 пункта 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что условия договора, которые ограничивают права потребителя на свободный выбор товаров и услуг, являются недопустимыми. Это касается случаев, когда приобретение одних товаров или услуг обусловлено обязательным приобретением других.
Навязывание услуг нарушает право потребителя на свободный выбор товаров и услуг, закреплённое в части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за навязывание потребителям дополнительных товаров, работ или услуг.
Также существует Федеральный закон от 02.07.2021 № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», который запрещает проставление кредитором отметок о согласии заёмщика на оказание ему дополнительных услуг.
Верховный суд РФ неоднократно выносил определения о запрете на навязывание услуг в различных ситуациях.
В этой связи принятие законопроекта, подготовленного Роспотребнадзором, является логичным шагом. Однако суть проблемы не в самом законопроекте, а в том, что недобросовестные представители бизнеса могут «психологически обрабатывать» потребителей таким образом, чтобы они согласились на приобретение дополнительных услуг.
Например, в автосалонах потребителей могут обманывать, устно предлагая ненужные дополнительные услуги для получения одобрения банка на автокредит по сниженной процентной ставке. Менеджеры убеждают клиентов, что от всех дополнительных услуг можно будет отказаться после покупки автомобиля. Большинство потребителей соглашаются на приобретение дополнительных услуг осознанно.
Большинство потребителей знают, что в Законе «О защите прав потребителей» и Гражданском кодексе РФ есть право отказаться от услуги. Однако многие не знают, что отказаться от дополнительных услуг не так просто, особенно от тех, которые считаются исполненными в момент заключения договора на их предоставление. Это касается различных услуг консультационного характера, которые могут стоить от 50-200 тысяч и выше.
Дело дошло до того, что Верховный суд в своём определении № 5-КГ23-57-К2 от 11.07.2023 указал на то, что использование правовой конструкции спорного договора может быть расценено как отклонение от добросовестного поведения. Это означает, что потребитель может отказаться от заключённого и по документам фактически исполненного договора, если он не имеет потребительской ценности и не предусматривает условия возврата уплаченных денег вне зависимости от фактического исполнения услуги.
К сожалению, технологии продаж постоянно развиваются, и существует много способов «обмануть» потребителя. Поэтому потребителям следует быть очень внимательными при совершении покупок и приобретении услуг. Необходимо внимательно читать все условия договоров и не соглашаться на сомнительные сделки, даже если они кажутся очень выгодными.
Другие материалы
- 02.12.2024. Навязанные услуги: как защититься с помощью Союза потребителей
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?