Потребительское поведение россиян в условиях высокой инфляции
Рост цен, по ощущениям наших соотечественников, замедлился, однако последствия кризиса сказываются: уже более полугода четверть россиян отказывает себе в приобретении тех или иных продуктов и товаров, сообщает пресс-служба ВЦИОМ.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг, к каким мерам экономии прибегают чаще всего.
По оценкам россиян, темп роста цен на основные категории товаров, по сравнению с началом года, замедлился, и в целом соответствует показателям начала осени 2014 г. Первое место в списке продуктов по уровню инфляции, занимает мясо. Однако если в январе с.г. подорожание мясной продукции отмечали 89% граждан, регулярно совершающих покупки в магазинах, то к июню эта доля заметно снизилась – до 74% - что даже меньше значения сентября 2014 г. (85%). Индекс роста цен* на мясо сегодня составляет 54 п. (против 77 п. в январе с.г.).
Большинство респондентов, занимающихся ведением хозяйства, также наблюдают подорожание молочных продуктов (70%) и овощей/фруктов (69%) – показатели восприятия инфляции по данным товарам 48 п. и 46 п., соответственно. Также более половины опрошенных сообщают, что они стали больше платить за сахар (64%) – индекс 43 п. и макаронные изделия (62%) – индекс 41 п., хлеб (65%) – индекс 42 п.
Еще существеннее, по словам респондентов, рост на коммунальные услуги – соответствующий индекс в июне составил 51 п.: 69% отмечают повышение стоимости соответствующих услуг. Наименее ощутимым сегодня, как и в предыдущие месяцы, остается рост цен на бензин (индекс 39 п.) и на проезд в общественном транспорте (31 п.).
При этом за пять месяцев заметно выросла доля граждан, изменивших свое потребительское поведение в связи с экономическим кризисом. Так, с января по июнь с.г. стало больше тех, кто сообщил, что уже дольше 6 месяцев покупает более дешевые, чем раньше, продукты и товары (с 22% до 32%) или вовсе отказался от приобретения некоторых вещей (с 21% до 29%). Другие делают это последние полгода (20% и 25%, соответственно), а каждый десятый начал в последний месяц (8% и 8%).
Прочие «антикризисные» меры большинство наших сограждан еще не практиковали (а число тех, кто к ним обращается, практически не изменилось). Так, покупкой продуктов впрок и выращиванием собственных овощей и фруктов сегодня занимаются по 36% опрошенных. Также около трети респондентов (36%) ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка, около четверти (28%) тратят сбережения на повседневные расходы. Другие берут деньги в долг у знакомых (25%), принимают от них безвозмездную помощь (23%) или же оформляют кредиты в банке (23%). Лишь около 10% делают накопления в валюте (11%), продают ценное имущество или личные вещи (7%).
*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 июня 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Другие материалы
- 08.11.2024. В Краснодарском крае установлены периоды с учетом местных климатических условий, в течение которых покупателю предоставлено право предъявлять претензии по качеству товаров
- 20.07.2024. В Казахстане потребители активнее защищают свои права
- 23.01.2024. Потребитель взыскал с нерадивого продавца 21-кратную стоимость товара.
- 17.01.2024. Отказаться от дополнительных услуг при кредитовании станет проще
- 29.06.2023. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита прав потребителей: проблемы и пути решения»
- 31.03.2017. Общественная палат РФ начала прием жалоб потребителей на неправомерный рост цен в магазинах и аптеках
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?