Все новости  /  События  /  Расширение полномочий Росфинмониторинга: новый этап контроля или эволюция финансовой безопасности?
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Прием обращений по вопросам защиты прав потребителей

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение полномочий Росфинмониторинга: новый этап контроля или эволюция финансовой безопасности?

19.12.2025.

Автор: Владимир Поздняков

В жизни общества и государства часто возникают моменты, когда необходимость усиления контроля сталкивается с принципами приватности и свободы. История, в том числе моя личная, знает немало таких примеров — от архивов КГБ до современных систем финансового надзора. Сегодня мы наблюдаем очередную подобную развилку: Государственная Дума РФ приняла, а президент Владимир Путин подписал закон, который с 1 сентября 2026 года предоставляет Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) прямой доступ к данным об операциях по картам «Мир» и через Систему быстрых платежей (СБП)-1-8.

Суть изменений и исторический контекст

До сих пор финразведка запрашивала информацию о банковских операциях напрямую у кредитных организаций-2. Новый закон вносит изменения в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и устанавливает порядок прямого взаимодействия Росфинмониторинга с оператором этих платежных систем — Национальной системой платежных карт (НСПК)-1-4. Это означает, что теперь ведомство сможет получать данные напрямую из центрального узла, минуя банки.

Инициатива, впервые озвученная еще в 2024 году, была подготовлена правительством России. В пояснительной записке к законопроекту цель определена как «противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также снижение нагрузки на кредитные организации.

Замглавы комитета ГД по финансовому рынку Аркадий Свистунов, представляя поправки, отметил, что они принимаются «в связи с совершенствованием антиотмывочной системы»-1.

Прямые последствия и механизм работы

Согласно новым нормам, ключевые изменения следующие:

  • Порядок доступа: Росфинмониторинг будет запрашивать сведения напрямую у НСПК через специальный личный кабинет-2-6.

  • Конфиденциальность: На НСПК возлагается прямой запрет разглашать факт передачи данных финразведке-2-4.

  • Детализация: Конкретный состав передаваемых сведений будет определен в отдельном соглашении между Росфинмониторингом и НСПК, которое должно быть согласовано с Центральным банком России-1-8.

  • Сроки: Закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года, что дает сторонам более полутора лет на отладку процедур-1-4.

Аргументация сторон и позиция регулятора

Основной аргумент властей — повышение эффективности борьбы с финансовыми преступлениями. Как отмечают в Росфинмониторинге, прямой доступ к данным оператора позволит службе более оперативно получать значимую информацию.

Второй важный аспект — разгрузка банков. Кредитные организации неоднократно жаловались на сложную и затратную систему ответов на многочисленные запросы финразведки, особенно когда это приходилось делать вручную. Новая система позволит направлять часть запросов напрямую НСПК, «минуя банки»-1.

В интервью РБК еще в декабре 2023 года заместитель руководителя Росфинмониторинга Герман Негляд, комментируя работу ведомства в условиях санкций, подчеркивал приверженность международным стандартам в области ПОД/ФТ (противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма) и прозрачность своих процедур. Он также отмечал, что решения о включении тех или иных лиц в списки экстремистов и террористов принимаются не произвольно, а на основании процессуальных решений следственных и судебных органов-5. Эта логика, вероятно, распространяется и на новые полномочия по доступу к данным: они представлены как техническая мера в рамках четкой правовой процедуры.

Международный контекст и финансовый суверенитет

Принятие этого закона нельзя рассматривать в отрыве от внешнего контекста. Национальная система «Мир» и СБП были созданы и получили ускоренное развитие как ответ на санкционное давление и отключение России от международных платежных систем. Расширение контроля государства над этими системами логично вписывается в курс на финансовый суверенитет.

При этом Евросоюз в своей 19-й пакете санкций, принятом в октябре 2025 года, прямо запретил своим операторам «вступать в экономические отношения» с российской Национальной платежной карточной системой («Мир») и Системой быстрых платежей-10. Это делает внутренний контроль над этими системами для российских властей еще более принципиальным вопросом.

Этическая дилемма и взгляд в будущее

Подобные меры всегда балансируют на грани между безопасностью и свободой. С одной стороны, эффективная борьба с отмыванием денег, финансированием терроризма и коррупцией - безусловное благо для общества. Прямой доступ к данным может сделать эту борьбу более точечной и менее обременительной для добросовестных участников рынка. С другой - сосредоточение информации о финансовых потоках миллионов граждан в одних руках всегда вызывает вопросы о потенциальных рисках и гарантиях против злоупотреблений.

Опыт истории, в том числе опыт работы с архивами спецслужб, показывает, что информация - это инструмент, который можно использовать по-разному. Ключевыми становятся верховенство закона, четкие процедуры и независимый судебный контроль. Успокаивает, что в данном случае закон устанавливает длительный переходный период до сентября 2026 года и предусматривает участие Центрального банка в согласовании регламента-1-8. Это дает время для публичного обсуждения и отладки механизмов.

Окончательные выводы о влиянии новых полномочий Росфинмониторинга на финансовый климат в стране можно будет сделать лишь после их практической реализации. Пока же очевидно, что государство продолжает выстраивать целостную, контролируемую и независимую от внешнего давления финансовую экосистему. Вопрос о том, где в этой экосистеме находится граница частной финансовой жизни гражданина, остается открытым и, пожалуй, является самым важным в этой истории.

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 18.12.2025  |  00:00

Страница изменена: 19.12.2025  |  09:50