Владимир Слепак: Суды без потребительского правосудия
Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ, сопредседатель Союза потребителей РФ в своем блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы" поделисля своим мнением о наиболее важных проблемах в сфере защиты прав потребителей:
"Ежегодно мировая общественность отмечает 15 марта, как Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day). В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Каждый раз эта дата проходит под определенным девизом. В этом году лозунг, объявленный Международной организацией союзов потребителей (Consumers International): «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now»)! Эта тема Всемирного дня защиты прав потребителей напрямую связана с актуализацией основного международного акта – Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года и направленных на защиту потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, содействие экономическим интересам потребителей и защиту их интересов, обеспечение доступа потребителей к соответствующей информации и их просвещение. Она отражает понимание гражданскими потребительскими организациями ключевых проблем по эффективной реализации действующего законодательства. Наиболее важной из этих проблем общественные защитники потребителей считают массовое неисполнение судебных решений в пользу потребителей. По данным Союза потребителей РФ, в среднем за последние 3 года половина судебных решений по искам, подававшимся через общественные организации – его члены, не исполняется. Все больше недобросовестных предпринимателей в целях ухода от исполнения судебных решений регистрируют другое юридическое лицо и, не заявляя о банкротстве, фактически переводят в него хозяйственную деятельность организации - должника, в связи с чем исполнительное производство прекращается за невозможностью взыскания. Путем же инициирования процедуры банкротства, как показывает практика, гражданину-потребителю практически невозможно привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц или добиться возбуждения уголовного дела о преднамеренном банкротстве.
Не все благополучно и с реализацией права граждан-потребителей на справедливое судебное рассмотрение их претензий, которое во многом зависит от организации судебно-экспертной деятельности, поскольку в спорах о качестве товаров, работ и услуг заключение эксперта становится, как правило, основным доказательством для суда. Сказывается высокая нагрузка на судей, что при установке на сокращение сроков рассмотрения гражданских дел влияет на качество их работы и порождает случаи игнорирования со стороны высших судебных инстанций, включая Верховный Суд РФ, существенных нарушений нижестоящими судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. В таких случаях граждане в ответ на свои жалобы нередко получают формальные отписки, даже не содержащие мотивов отклонения их доводов.
С учетом вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, необходимостью совершенствования правовых и организационных механизмов для эффективной защиты прав потребителей, судебная практика приобретает все большую значимость в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений, таких как, торговые, медицинские, финансовые, жилищно-коммунальные услуги, международный туризм, услуги по перевозке пассажиров и является главным способом восстановления нарушенных прав. Главными целями совершенствования этой работы являются: утверждение принципа социальной справедливости, соблюдение прав человека, доступ малоимущих и социально незащищенных граждан к правосудию, создание благоприятных условий на рынке товаров и услуг, разработка стандартов взаимоотношений потребителей, предпринимателей и государства, улучшение нормативной правовой базы. Тем не менее, опыт практического применения в судебной деятельности позволяет выявить некоторые недостатки, спорные моменты и проблемы, исправление и разъяснение которых способно значительно увеличить возможности его применения, усилить действенность и эффективность его положений. Такими являются: несовершенство понятийной базы Закона, неурегулированность ряда правоотношений на потребительском рынке, отсутствие норм об ответственности за ряд нарушений прав потребителей, проблема соотношения российского законодательства о защите прав потребителей с аналогичными зарубежными нормами, несовершенство гражданско-процессуальных норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В результате анализа существующего положения дел можно сделать вывод о том, что защита прав потребителей на основе государственных форм не является высокоэффективной. Поэтому основной формой защиты прав потребителей остается самоорганизация. Сегодня государство должно более активно поддерживать общественные организации по защите прав потребителей и развивать именно эту форму защиты прав потребителей путем расширения полномочий организаций при представлении и защите интересов потребителей. В частности, я бы отметил необходимость создания специальной программы государственного финансирования, предоставления помещений для работы, доступа к базам данных контролирующих организаций, наличия возможностей для социальной рекламы. Для успешного решения существующих проблем потребители России обязаны объединиться и поддержать общественные организации, защищающие их интересы. Иначе они останутся не только незащищенными, но и будут тратить собственные средства на приобретение поддельной и контрафактной продукции, пользоваться некачественными товарами и услугами, ставя под угрозу здоровье и благополучие будущего поколения. От того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать в любом сегменте потребительского рынка, зависит очень многое и, в том числе, социально-экономическое благосостояние нашего государства. "
Источник информации: echo.msk.ru
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?