Работа межотраслевых советов потребителей выйдет на новый уровень
На сегодняшний день в субъектах РФ создано 63 межотраслевых совета потребителей, задача которых — обеспечивать контроль за деятельностью естественных монополий. Пока не все они работают эффективно, однако есть успешные практики, которые необходимо тиражировать, сообщается на сайте Открытого Правительства.
Для обмена опытом между регионами и обсуждения текущих проблем 30 октября был организован семинар-совещание по итогам работы межотраслевых советов потребителей при высших должностных лицах регионов во втором-третьем кварталах года с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.
Формирование советов потребителей по вопросам деятельности естественных монополий как на федеральном, так и на региональном уровне происходит под эгидой Экспертного совета при Правительстве РФ. В их задачи входит контроль за инвестпрограммами и тарифной политикой компаний. Курс на организацию общественного контроля за монополиями и повышение их прозрачности был задан Президентом РФ в мае 2013 года на встрече с предпринимателями, по итогам которой были даны соответствующие поручения.
На данный момент при отраслевых Правительственных комиссиях были созданы 8 советов потребителей, которые обеспечивают общественный контроль за деятельностью РЖД, «Росморпорта», ГК по ОрВД, «Почты России», «Ростелекома», «Россетей», «Транснефти» и «Газпрома». На уровне субъектов идёт создание межотраслевых советов потребителей, которые курируют компании, работающие в области ЖКХ, схем газификации, железнодорожных перевозок и связи.
Есть советы потребителей, которые работают не просто активно, а в формате крепких профессиональных сообществ и площадок, которые по уровню компетенции иногда превосходят в том числе и компетенции коллег из органов исполнительной власти. Это задаёт совершенно другой формат дискуссии и принятия решений», — отметил министр РФ Михаил Абызов.
В качестве позитивных примеров федерального уровня он привёл советы потребителей по вопросам электроэнергетики, по вопросам деятельности РЖД, «Росморпорта», ГК по ОрВД. Хороший пример регионального уровня — Татарстан, где, как отметил министр, работа межотраслевого совета построена наиболее рационально: несмотря на то, что весь энергетический комплекс принадлежит республике, на монополиста оказывается серьёзное влияние со стороны потребителей.
В Экспертном совете при Правительстве также отмечают позитивный опыт Тюменской области, где в 2015 году благодаря совместной работе членов совета потребителей и исполнительных органов власти установлена плата за развитие сетей водоснабжения, обеспечивающая баланс интересов потребителей и поставщиков услуг. Хорошие практики отмечены также в Калужской, Костромской областях, Красноярском и Ставропольском крае и ряде других регионов.
По итогам рассмотрения отчетов о деятельности межотраслевых советов потребителей во 2–3 кварталах 2015 года Экспертный совет отметил, что за столь короткий период времени каждый совет успел рассмотреть от 2 до 15 инвестиционных программ и проектов монополий и дал свои заключения. Эксперты отмечают и высокую активность по созданию новых советов потребителей в регионах — с марта по октябрь их было создано 18.
Однако в регионах есть и советы потребителей, которые существуют «для галочки», отметил Михаил Абызов. По его словам, уже достигнута договорённость с коллегами из Администрации Президента, которые занимаются вопросами региональной политики, и с коллегами из Общественной палаты о перезапуске советов, которые работают формально или не работают. Решение о перезапуске будет приниматься по итогам мониторинга, который планируется провести до конца года.
Работа с советами потребителей у нас сейчас будет не просто поддерживаться. Задача, которую поставил Председатель Правительства, — вывести её в следующем году на совершенно новый уровень. Я серьёзно рассчитываю, что эта работа будет поддержана Федеральной антимонопольной службой, которая через свои территориальные органы и работу с региональными службами по тарифам будет помогать и методологически, и практически», — сказал Михаил Абызов.
В частности, планируется ввести механизмы арбитража тарифных решений: если межотраслевой совет потребителей не был услышан при принятии тарифного решения или остались разногласия, то эти разногласия должны подниматься на федеральный уровень. По словам министра, есть договорённость с ФАС об активном применении такого механизма в 2016 году.
Советы потребителей должны представлять интересы не только крупных потребителей услуг, малых и средних предприятий, но и простых граждан, подчеркнул министр.
Решения монополий должны быть понятны для граждан. Важно, чтобы работа советов потребителей помогала людям понимать обоснованность решений, чтобы они были для них прозрачны и понятны. Не будем объяснять — и отношение к монополистам будет оставаться отрицательным. А хотелось бы, чтобы эта работа привела к большему доверию всех участников процесса», — заключил Михаил Абызов.
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?