Политика Европейского Союза в области защиты прав потребителей
Европейскую Комиссию на Конференции 5 апреля 2012 года, посвященной 20-летию принятия Закона Российской Федерации о защите прав потребителей представил Тамаш Молнар, с докладом о политике Евросоюза в области защиты прав потребителей.
Основные этапы формирования Политики ЕС по защите прав потребителей
- Подписание Римского Договора о создании Европейского экономического сообщества – 1957
- Разработка предварительной программы по защите прав потребителей – 1975
- Принятие 1-го законодательства по защите интересов потребителей: Директивы в отношении ответственности за качество производимой продукции и ведение торговли в рамках доставки продукции на дом – 1985
- Маастрихтский договор – Статья 159 – 1993
- Создание Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей - 1995
- Лиссабонский договор – Статья 169 - 2009
- Программа защиты прав потребителей на период 2007-2013 г.г.
- Программа защиты прав потребителей на период 2014 – 20020 г.г. – 197 млн.евро (т.е. приблизительно 25 млн.евро в год)
Роль потребителей
- Потребители являются движущей силой экономики ЕС.
- В 2010 году доля потребления домашних хозяйств составила в общем объеме ВВП ЕС 58% -7 117 000 000 000 евро
Роль Политики ЕС по защите прав потребителей
- Качество жизни - прямо соответствует запросам жителей ЕС
- Конкурентоспособность – обеспечивает потребителям возможность воспользоваться всеми преимуществами, существующими на внутреннем рынке
- Потребители могут купить - то, что они хотят, где хотят - не думая о границах
- Взаимодействие с национальными политиками в области защиты прав потребителей
Роль в обеспечении реализации прав и возможностей потребителей
- Основная цель политики ЕС по защите прав потребителей заключается в расширении их прав и возможностей
- Дать возможность потребителям принимать решения с учетом всей имеющейся информации
- Предоставить потребителям информацию о существующем выборе и возможных последствиях предпродажных решений при разрешении споров
- Недостаточность ресурсов для «тотальной реализации прав » Потребители сами должны принимать решения и нести ответственность
Компоненты формирования политики ЕС в области защиты прав потребителей
- Политика формирования базы знаний
- Обучение потребителей
- Стабильное потребление
- Уязвимые группы + Социальная интеграция
- Обеспечение реализации прав (экономический интерес потребителей + безопасность товаров )
- Компенсации
- Партнеры
База знаний
- Установить неудовлетворительно функционирующие рынки с точки зрения потребителей в соответствии с системой оценок потребительского рынка
- Тщательно проанализировать отобранные рынки с целью выявления основных потребительских проблем и предложения решений.
- Единая классификация жалоб потребителей ЕС
Обучение потребителей
- Национальные информационные кампании по защите прав потребителей
- Обучение взрослых – DOLCETA (Развитие инструментов Интернет образования для потребителей – взрослых) http://www.dolceta.eu/
- Обучение тинэйджеров – Europa Diary http://ec.europa.eu/consumers/europadiary/index_en.htm
- Увеличение потенциала общественных организаций – TRACE http://www.trace-beuc.org/
- Обучение профессионалов по вопросам защиты прав потребителей
- В центре внимания - обмен учебными материалами
- В центре внимания - учителя и общественные организации, как ключевые звенья
- Использование новых эффективных программ
Стабильное потребление
- Цель: сделать выбор стабильного потребления самым оптимальным для потребителей.
- Новое законодательство должно способствовать СП
- Диалог с деловыми кругами для определения общих интересов
Уязвимые группы и социальная интеграция
- Признать необходимость более надежной защиты для уязвимых групп (возраст, здоровье, пол, раса и т.д.)
- Создать правовую базу для защиты/поддержки путем установления более высоких или более удобных стандартов для них
- Способствовать реинтеграции, совершенствуя систему "коммунальных услуг" - широкополосного доступа к банковским счетам и т.д.
Обеспечение реализации экономических прав
- Укрепить доверие потребителей
- Равные условия для честного бизнеса
- Роль частных и государственных исполнительных структур
- Согласование правоприменительных практик
- Признание национальных различий
- Сближение национальных стандартов
- Новые формы сотрудничества с бизнесом
- Развитие международного сотрудничества
Система защиты потребителей
- Уполномоченные органы власти (250+)
- Уполномоченные исполнительные органы (1500+)
- Надежная информационная система
- Возможности оповещения об опасности (316), расследований (613), принятия мер (677) совместно
- Минимальные полномочия в сфере правоприменения в нормативных актах СЗП + все имеющиеся инструменты правоприменения на национальном уровне
Требования законодательства в области защиты прав потребителей
Применимое законодательство Случаи Директива 1999/44/EC продажа товаров народного потребления и соответствующие гарантии 25
Директива 2000/31/ЕС электронная торговля 172 Директива 2001/83/ЕС лекарственные препараты для людей 20
Директива 2002/58/EC - Директива о частной жизни и электронных коммуникациях – Статья 13 14
Директива 2002/65/EC дистанционный маркетинг потребительских финансовых услуг 4
Директива 2005/29/EC о недобросовестной коммерческой практике 342
Директива 2008/48/EC кредитные договоры для потребителей 1
Директива 84/450/EEC реклама, вводящая в заблуждение потребителей 33
Директива 85/577/EEC договоры, заключаемые вне офиса 15
Директива 89/552/EEC деятельность в сфере телевизионного вещания 2
Директива 90/314/EEC комплексные туры, путешествия и отдых 6
Директива 93/13/EEC несправедливые условия в потребительских договорах 87
Директива 94/47/EC таймшер 3
Директива 97/55/EC реклама, вводящая в заблуждение, подрывающая доверие к товару конкурента 3
Директива 97/7/EC дистанционные контракты 110
Директива 98/6/EC индикация цен 11
Положение (EC) No 261/2004 отказ в перевозке и отмена или длительная задержка вылета самолета 15
Итого 863
Безопасность продукции
Только "безопасная" продукция может размещаться на рынке ЕС – Директива об общей безопасности продукции (непродовольственные товары)
- Страны -члены ЕС, ответственные за обследование рынка и соблюдение закона
- Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (непродовольственные товары) - RAPEX
- Международное сотрудничество – Трехсторонний Договор между ЕС, США и Китаем
- Постоянное совершенствование ДОБП для обеспечения большей согласованности, ее соблюдения производителями и уточнение обязательств всех субъектов экономической деятельности в ценностной цепи
Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (RAPEX)
Пять наиболее часто упоминаемых групп товаров (2010 г.):
1) Одежда, текстиль и предметы моды – 32%
2) Игрушки – 25%
3) Автомобили – 9%
4) Бытовые электроприборы – 8%
5) Средства для ухода за детьми – 4%
Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (RAPEX)
Пять наиболее часто упоминаемых рисков (2010 г.):
1) Травмы – 24%
2) Химические поражения – 19%
3) Странгуляция – 16%
4) Удушье – 14%
5) Поражение электрическим током – 9%
Компенсации
- Наибольшие ожидания потребителей
- Они ищут легкие, недорогие и эффективные решения (альтернативные пути решения споров/решение споров в режиме он-лайн, мелкие претензии, платежные поручения)
- Еще раз подумать, как правоприменение может помочь увеличить компенсации потребителям
- Коллективная компенсация?
- Бесплатные консультации - Европейские центры по защите прав потребителей
Доверие потребителей заинтересованным сторонам
• Правительство/ведомства 62%
• Оптовая/розничная торговля 65%
• Потребительские организации 72%
СМИ используются как инструмент политики!
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?