Все новости  /  Новости  /  Политика Европейского Союза в области защиты прав потребителей
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Прием обращений по вопросам защиты прав потребителей

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ 

 

 

Политика Европейского Союза в области защиты прав потребителей

05.04.2012.

 Европейскую Комиссию на Конференции 5 апреля 2012 года, посвященной 20-летию принятия Закона Российской Федерации о защите прав потребителей представил  Тамаш Молнар, с докладом  о политике Евросоюза в области защиты прав потребителей.

Основные этапы формирования Политики ЕС по защите прав потребителей

  • Подписание Римского Договора о создании Европейского экономического сообщества – 1957
  • Разработка предварительной программы по защите прав потребителей – 1975
  • Принятие 1-го законодательства по защите интересов потребителей: Директивы в отношении ответственности за качество производимой продукции и ведение торговли в рамках доставки продукции на дом – 1985
  • Маастрихтский договор – Статья 159 – 1993
  • Создание Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей - 1995
  • Лиссабонский договор – Статья 169 - 2009
  • Программа защиты прав потребителей на период 2007-2013 г.г.
  • Программа защиты прав потребителей на период 2014 – 20020 г.г. – 197 млн.евро (т.е. приблизительно 25 млн.евро в год)

Роль потребителей

  • Потребители являются движущей силой экономики ЕС.
  • В 2010 году доля потребления домашних хозяйств составила в общем объеме ВВП ЕС 58% -7 117 000 000 000 евро

Роль Политики ЕС по защите прав потребителей

  • Качество жизни - прямо соответствует запросам жителей ЕС
  • Конкурентоспособность – обеспечивает потребителям возможность воспользоваться всеми преимуществами, существующими на внутреннем рынке
  • Потребители могут купить - то, что они хотят, где хотят - не думая о границах
  • Взаимодействие с национальными политиками в области защиты прав потребителей

Роль в обеспечении реализации прав и возможностей потребителей

  • Основная цель политики ЕС по защите прав потребителей заключается в расширении их прав и возможностей
  • Дать возможность потребителям принимать решения с учетом всей имеющейся информации
  • Предоставить потребителям информацию о существующем выборе и возможных последствиях предпродажных решений при разрешении споров
  • Недостаточность ресурсов для «тотальной реализации прав »  Потребители сами должны принимать решения и нести ответственность

Компоненты формирования политики ЕС в области защиты прав потребителей

  • Политика формирования базы знаний
  • Обучение потребителей
  • Стабильное потребление
  • Уязвимые группы + Социальная интеграция
  • Обеспечение реализации прав (экономический интерес потребителей + безопасность товаров )
  • Компенсации
  • Партнеры

База знаний

  • Установить неудовлетворительно функционирующие рынки с точки зрения потребителей в соответствии с системой оценок потребительского рынка
  • Тщательно проанализировать отобранные рынки с целью выявления основных потребительских проблем и предложения решений.
  • Единая классификация жалоб потребителей ЕС

Обучение потребителей

  • Национальные информационные кампании по защите прав потребителей
  • Обучение взрослых – DOLCETA (Развитие инструментов Интернет образования для потребителей – взрослых) http://www.dolceta.eu/
  • Обучение тинэйджеров – Europa Diary http://ec.europa.eu/consumers/europadiary/index_en.htm
  • Увеличение потенциала общественных организаций – TRACE http://www.trace-beuc.org/
  • Обучение профессионалов по вопросам защиты прав потребителей
  • В центре внимания - обмен учебными материалами
  • В центре внимания - учителя и общественные организации, как ключевые звенья
  • Использование новых эффективных программ

Стабильное потребление

  • Цель: сделать выбор стабильного потребления самым оптимальным для потребителей.
  • Новое законодательство должно способствовать СП
  • Диалог с деловыми кругами для определения общих интересов

Уязвимые группы и социальная интеграция

  • Признать необходимость более надежной защиты для уязвимых групп (возраст, здоровье, пол, раса и т.д.)
  • Создать правовую базу для защиты/поддержки путем установления более высоких или более удобных стандартов для них
  • Способствовать реинтеграции, совершенствуя систему "коммунальных услуг" - широкополосного доступа к банковским счетам и т.д.

Обеспечение реализации экономических прав

  • Укрепить доверие потребителей
  • Равные условия для честного бизнеса
  • Роль частных и государственных исполнительных структур
  • Согласование правоприменительных практик
  • Признание национальных различий
  • Сближение национальных стандартов
  • Новые формы сотрудничества с бизнесом
  • Развитие международного сотрудничества

Система защиты потребителей

  • Уполномоченные органы власти (250+)
  • Уполномоченные исполнительные органы (1500+)
  • Надежная информационная система
  • Возможности оповещения об опасности (316), расследований (613), принятия мер (677) совместно
  • Минимальные полномочия в сфере правоприменения в нормативных актах СЗП + все имеющиеся инструменты правоприменения на национальном уровне

Требования законодательства в области защиты прав потребителей

Применимое законодательство Случаи Директива 1999/44/EC продажа товаров народного потребления и соответствующие гарантии 25

Директива 2000/31/ЕС электронная торговля 172 Директива 2001/83/ЕС лекарственные препараты для людей 20

Директива 2002/58/EC - Директива о частной жизни и электронных коммуникациях – Статья 13 14

Директива 2002/65/EC дистанционный маркетинг потребительских финансовых услуг 4

Директива 2005/29/EC о недобросовестной коммерческой практике 342

Директива 2008/48/EC кредитные договоры для потребителей 1

Директива 84/450/EEC реклама, вводящая в заблуждение потребителей 33

Директива 85/577/EEC договоры, заключаемые вне офиса 15

Директива 89/552/EEC деятельность в сфере телевизионного вещания 2

Директива 90/314/EEC комплексные туры, путешествия и отдых 6

Директива 93/13/EEC несправедливые условия в потребительских договорах 87

Директива 94/47/EC таймшер 3

Директива 97/55/EC реклама, вводящая в заблуждение, подрывающая доверие к товару конкурента 3

Директива 97/7/EC дистанционные контракты 110

Директива 98/6/EC индикация цен 11

Положение (EC) No 261/2004 отказ в перевозке и отмена или длительная задержка вылета самолета 15

Итого 863

 

Безопасность продукции

Только "безопасная" продукция может размещаться на рынке ЕС – Директива об общей безопасности продукции (непродовольственные товары)

  • Страны -члены ЕС, ответственные за обследование рынка и соблюдение закона
  • Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (непродовольственные товары) - RAPEX
  • Международное сотрудничество – Трехсторонний Договор между ЕС, США и Китаем
  • Постоянное совершенствование ДОБП для обеспечения большей согласованности, ее соблюдения производителями и уточнение обязательств всех субъектов экономической деятельности в ценностной цепи

Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (RAPEX)

Пять наиболее часто упоминаемых групп товаров (2010 г.):

1) Одежда, текстиль и предметы моды – 32%

2) Игрушки – 25%

3) Автомобили – 9%

4) Бытовые электроприборы – 8%

5) Средства для ухода за детьми – 4%

 

Европейская система быстрого оповещения об опасных потребительских товарах (RAPEX)

Пять наиболее часто упоминаемых рисков (2010 г.):

1) Травмы – 24%

2) Химические поражения – 19%

3) Странгуляция – 16%

4) Удушье – 14%

5) Поражение электрическим током – 9%

 

Компенсации

  • Наибольшие ожидания потребителей
  • Они ищут легкие, недорогие и эффективные решения (альтернативные пути решения споров/решение споров в режиме он-лайн, мелкие претензии, платежные поручения)
  • Еще раз подумать, как правоприменение может помочь увеличить компенсации потребителям
  • Коллективная компенсация?
  • Бесплатные консультации - Европейские центры по защите прав потребителей

Доверие потребителей заинтересованным сторонам

• Правительство/ведомства 62%

• Оптовая/розничная торговля 65%

• Потребительские организации 72%

СМИ используются как инструмент политики!

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 01.04.2021  |  00:00

Страница изменена: 29.11.2023  |  00:07