Покупатель, знай свои права! Охранник, знай свои полномочия!
В Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК разработают памятку для покупателей, где будут описаны их права и обязанности при взаимодействии с охранниками или контролерами в магазинах, а также полномочия сотрудников охраны в отношении покупателей. Поводом для создания памятки стал ряд резонансных случаев «магазинного насилия», сообщает пресс-служба Общественной Палаты РФ.
С начала июня было зафиксировано несколько случаев превышения полномочий сотрудниками магазинов в отношении потребителей. Как считает председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков, чаще всего в основе таких конфликтных ситуаций лежит незнание своих прав и обязанностей обеими сторонами, как покупателями, так и охранниками и контролерами, которые нередко действуют по устным указаниям руководства магазина.
«Как только на информационных стендах магазинов появится документ, официально разъясняющий полномочия охранников и контролеров, 80% подобных конфликтов сойдет на нет», — заявил Антон Цветков.
За помощью в создании свода наставлений клиентам магазинов комиссия обратилась в МВД, Генпрокуратуру и Роспотребнадзор. Памятка будет содержать обобщенную и доступно изложенную информацию о правах и обязанностях покупателей при взаимодействии с представителями охраны или контролерами магазина, а также полномочия сотрудников охраны в отношении самих покупателей.
Помимо этого в ней будет рассказываться о различиях между правами охранника и контролера. По закону «О частной детективной и охранной деятельности», охранник — это сотрудник частного охранного предприятия, его деятельность лицензируется и контролируется МВД. Он может применять специальные средства, если есть угроза его здоровью или жизням охраняемых граждан, а также для пресечения преступления против охраняемой собственности, если нарушитель оказывает сопротивление. Однако законом запрещено применение особых средств в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден, если они не оказывают вооруженного сопротивления. Также секьюрити не имеет права обыскивать, а может лишь попросить покупателя задержаться до прибытия полиции. «В то время как контролер — это сотрудник магазина, у него нет каких-либо особых полномочий. По сути, это обычный гражданин. Он не имеет права задерживать нарушителя, но может сообщить охране о замеченном правонарушении», — объяснил Антон Цветков.
Памятку предполагают сделать в виде информационной листовки формата А4. «Возможно, будут включены элементы инфографики. Мы посоветуемся с психологами, как правильно ее оформить. Чересчур «креативить» не надо, главное — донести информацию до потребителя», — считает инициатор проекта. Также в документ могут включить советы по поведению в различных ситуациях. «Если вас ударил охранник — звоните 02», — приводит пример Антон Цветков.
Планируется, что памятка будет распространена в торговых сетях, которые в обязательном порядке должны будут поместить ее в «Уголке потребителя» — на типовых информационных стендах, которыми оборудованы магазины, либо на кассах. Кроме того, к ее распространению собираются подключить социальные сети. Подготовка памятки, по оценкам Антона Цветкова, займет полтора месяца.
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?