Опыт защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы
10 июля 2015 года на круглом столе «Взаимодействие в сфере защиты прав потребителей», организованном Новосибирским УФАС России одной из тем обсуждения стало существующее рекламное законодательство и опыт его применения, сообащет пресс-служба Новосибирского УФАС России.
«Люди по своей природе восприимчивы к информации из вне, а недобросовестная реклама всегда несет какие-то негативные для них последствия, такую рекламу необходимо пресекать, а лиц ее распространяющих привлекать к административной ответственности», - прокомментировала актуальность этого направления деятельности антимонопольных органов заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Наталья Камнева.
Отметим, что потребители рекламы это нечто иное, чем статус потребителя в рамках закона «О защите прав потребителей». А именно, потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Таким образом, главной темой обсуждения стало разграничение вопросов, которые рассматриваются антимонопольными органами и органами защиты прав потребителей, иными органами, а также в рамках гражданского законодательства, то есть в судебном порядке.
Коротко рассказав об истории развития рекламного законодательства, как неотъемлемой части 25-летней истории становления антимонопольного регулирования в России, заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС России Татьяна Лопаткина осветила наиболее часто встречающие сферы нарушений, находящиеся в компетенции антимонопольного органа.
Так в середине 90-х годов граждане чаще страдали от рекламы финансовых пирамид, с начала 2000-х повсеместно стали распространены нарушения в рекламах БАД и пищевых добавок, которые выдавались за лекарства. Кроме того с завидным постоянством нарушения находятся в рекламе лекарств, медицинских услуг без лицензии, медицинских изделий. Распространены такие нарушения, как умалчивание о существенной информации в рекламе кредитов, акций со скидками и подарками, приводящее к искажению смысла, что наиболее часто обманывает ожидания граждан. В последние годы лидирует отрасль смс-рекламы, заявления на эту тему составляют 70% от всех рассмотренных обращений в сфере контроля за рекламным законодательством.
По словам Татьяны Лопаткиной, ошибаются не только рекламодатели, но и заявители: «Основные заблуждения, с которыми сталкиваются антимонопольные органы при рассмотрении заявлений это неверная оценка информации в качестве рекламы. Граждане считают рекламой разговор с менеджером при заключении договора, разговоры по телефону, ответы на вопросы. Кроме того, часто принимают за рекламу вывеску, этикетку на товаре с информацией о его весе и свойствах, информацию на официальном сайте производителя и продавца, объявления о приеме на работу с указанием неточной зарплаты и т.д. Предвыборная агитация, политическая реклама также находятся вне ведения антимонопольного органа, однако раздражающие граждан политические плакаты бывают поводом для заявлений».
Говоря о разграничении вопросов входящих в полномочия антимонопольных органов, Татьяна Лопаткина пояснила: «Статья 2 Федерального закона «О рекламе» имеет четкие указания, что считается рекламной, а что нет. Дополнительную помощь оказывает судебная практика».
В плане взаимодействия между надзорными органами и общественными организациями на круглом столе было отмечено, что в перспективе сотрудничество вопросы по обмену информацией остаются актуальными. Участники признали необходимость в объединении усилий по защите потребителей от недобросовестной рекламы.
Справка:
Под действие Федерального закона «О рекламе», согласно статьи 2 настоящего закона, не попадает политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума; информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке; любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?