Полезная информация  /  Статьи  /  Основные тренды модернизации российской системы аттестации кадров высшей квалификации
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Прием обращений по вопросам защиты прав потребителей

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ 

 

 

Основные тренды модернизации российской системы аттестации кадров высшей квалификации

03.11.2013.

Одним из важнейших инструментов кадровой политики государства является аттестация кадров высшей квалификации с присуждением степеней и званий. Степени и звания - статусные характеристики, фиксирующие ступени профессионального роста, создающие стимулы для карьерного роста молодежи.

Важнейшее предназначение аттестации - структурирование профессионального сообщества.

Российская национальная система научной аттестации начинала формироваться в конце  XYIII века, значительно позже, чем в Европе, где она зародилась XII-XIII веках. В 1764 году М. В. Ломоносов подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект Указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России «в лицендияты и в докторы» - на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы». Указ Императора Александра I «Об устройстве училищ» от 24 января 1803 года положил начало официальной истории присуждения ученых степеней в России.

Второй послереволюционный этап становления научной аттестации пришелся на начало 30-х годов XX века, когда начавшаяся индустриализация страны  потребовала фронтального развития фундаментальной и прикладной науки. Именно тогда возникла острая потребность в научных, исследовательских, преподавательских кадрах.

Руководством страны было принято решение о развитии системы научной аттестации: в 1932 году была создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК), в 1934 году опубликовано Постановление Совета народных комиссаров СССР «Об ученых степенях и званиях».

Система научной аттестации сразу же формировалась как  двухступенчатая - на первой ступени присуждалась степень кандидата наук, на второй - степень доктора, присваивались ученые звания - на первой ступени - доцента, на второй - профессора.

Аттестация была государственной, признание ее результатов было обязательным на всей территории страны. В отношении аттестованных специалистов действовала система льгот и привилегий, таких как фиксированные надбавки к заработной плате, льготы по жилплощади, снятие барьеров с карьерного роста специалиста и пр.

Научная аттестация с успехом выполнила возложенные на нее задачи: в сферу науки были привлечены талантливые кадры, которые обеспечили мощные научные прорывы, вывели отечественную науку на ведущие мировые позиции. Ученые и преподаватели высших учебных заведений приобрели в стране статус референтного слоя.

В то же время система  государственной аттестации оказалась крайне инерционной: за 80 лет своего существования она не откликнулась адекватно на глобальные перемены, происходящие в мире и нашей стране.   До сих пор в стране официально признаются только результаты государственной научной аттестации, и ВАК отождествляется с системой аттестации в целом.

Национальная система аттестации слабо связана с международной практикой, как следствие - национальные документы об аттестации практически не признаются за рубежом.

Профессиональная аттестация по международным стандартам с присуждением широко распространенных в мире профессиональных докторских степеней представлена крайне слабо.

В то же время в развитых странах запада профессиональная аттестация наряду с научной аттестацией составляют систему аттестации кадров высшей квалификации в целом.

Основанием для профессиональной аттестации специалиста являются значимость его вклада в сферу профессиональной деятельности и оценка этого вклада профессиональным сообществом. Если говорить более конкретно, для аттестации необходимо: высшее профессиональное образование; дополнительное образование;  участие специалиста в саммитах, конференциях, симпозиумах, позволяющих перманентно обновлять профессиональные знания;  патенты, научные разработки, проекты и практические работы, характеризующие вклад специалиста в сферу профессиональной деятельности.

Важнейшим показателем состоятельности профессионала является общественная и государственная оценка его успехов и достижений - государственные и общественные награды, грамоты, поощрения и пр.

Современный кризис ВАК в большой мере можно рассматривать как кризис национальной системы аттестации кадров высшей квалификации, в целом. Российская система аттестации не откликнулась адекватно на формирование в стране нового референтного слоя - предпринимателей,  банковской элиты,  управленцев высокого уровня и др. - система профессиональной аттестации не была создана, что вынуждает людей, далеких от науки, аттестоваться в ВАК, нерационально тратя время и средства.

В целом ряде случаев - это не вина претендентов на аттестацию, а беда, связанная с востребованностью статусных характеристик и неповоротливостью государственной системы аттестации, зажатой в чиновничьи тиски и крайне медленно обновляющейся.

Следует отметить, однако, что попытки сближения национальной системы аттестации специалистов высшей квалификации с общепринятыми мировыми стандартами, в том числе со стандартами МСКО 97 предпринимались уже в середине 90-х годов XX века.  

В 1998 году в стране был учрежден Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет. Миссия Комитета  -  обеспечение адекватной оценки вклада российских специалистов в развитие различных отраслей национальной экономики, бизнеса, управления, культуры, образования и общественное признание результатов профессиональной деятельности отечественных специалистов на мировом рынке.

По замыслу организаторов, Комитет должен был заполнить пустующую в стране нишу профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, принять участие в создании сбалансированной системы аттестации, включающей научную и профессиональную аттестацию, сблизить национальную систему аттестации кадров высшей квалификации с международной практикой.

В 2013 году Комитет отмечает свой 15-летний юбилей. Практический опыт, накопленный за 15 прошедших лет дает основание говорить, что уровень признания профессиональных докторских степеней МАААК за рубежом выше, чем в нашей стране. В числе причин этого явления - отсутствие информации о мировой практике профессиональной аттестации, о системе профессионального доктората и абсолютная доминанта аттестации в ВАК, сформированная на 80 летний период ее существования.

В последние годы тема общественно-профессиональной аттестации в нашей стране неоднократно поднималась управленцами самого высокого уровня - Министром образования и науки А.А. Фурсенко в 2007 г., новым Председателем ВАК В.М. Филипповым в 2013 году на этапе его вступления в новую должность и др.

"Пилотный проект по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других" содержится в          "Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ", разработанной Минобрнауки и обсуждавшейся на расширенном заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ летом 2013 г.

Однако, конкретно и емко основные рамки общественно-профессиональной аттестации и системы аттестации кадров высшей квалификации в целом определены в ежегодном послании Президента В.В.Путина в 2012 году.  Цитирую - "Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах".

Именно в этой фразе заключены основные тренды модернизации национальной системы аттестации кадров высшей квалификации - развитие профессиональной аттестации наряду с научной аттестацией,  развитие профессиональной аттестации по международным стандартам,  опора на профильные общественные объединения, выступающие в роли экспертного сообщества.

С уверенностью можно говорить, что общественно-профессиональная аттестация специалистов высшей квалификации с присуждением профессиональных докторских степеней, сыграет большую роль в ускорении процесса инновационного развития страны в модернизации отечественной промышленности, будет способствовать, как минимум:

-  структурированию нового референтного слоя;

- повышению статуса отечественных профессионалов, росту их конкурентоспособности в условиях глобализирующихся рынков;

- сближению национальной системы аттестации с международными нормами, росту признания отечественных документов об аттестации за рубежом;

-  освобождению ВАК от непрофильных функций;

- притоку в сферу дополнительного профессионального образования специалистов, владеющих современными технологиями, способных обеспечить новую образовательную парадигму - "образование через всю жизнь".

Автор Президент МАААК профессор Т.К.Сергеева

Прислать новость

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 03.11.2013  |  00:00

Страница изменена: 01.03.2024  |  22:00