Полезная информация  /  Статьи  /  Основные тренды модернизации российской системы аттестации кадров высшей квалификации
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

 

 

Основные тренды модернизации российской системы аттестации кадров высшей квалификации

03.11.2013.

Одним из важнейших инструментов кадровой политики государства является аттестация кадров высшей квалификации с присуждением степеней и званий. Степени и звания - статусные характеристики, фиксирующие ступени профессионального роста, создающие стимулы для карьерного роста молодежи.

Важнейшее предназначение аттестации - структурирование профессионального сообщества.

Российская национальная система научной аттестации начинала формироваться в конце  XYIII века, значительно позже, чем в Европе, где она зародилась XII-XIII веках. В 1764 году М. В. Ломоносов подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект Указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России «в лицендияты и в докторы» - на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы». Указ Императора Александра I «Об устройстве училищ» от 24 января 1803 года положил начало официальной истории присуждения ученых степеней в России.

Второй послереволюционный этап становления научной аттестации пришелся на начало 30-х годов XX века, когда начавшаяся индустриализация страны  потребовала фронтального развития фундаментальной и прикладной науки. Именно тогда возникла острая потребность в научных, исследовательских, преподавательских кадрах.

Руководством страны было принято решение о развитии системы научной аттестации: в 1932 году была создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК), в 1934 году опубликовано Постановление Совета народных комиссаров СССР «Об ученых степенях и званиях».

Система научной аттестации сразу же формировалась как  двухступенчатая - на первой ступени присуждалась степень кандидата наук, на второй - степень доктора, присваивались ученые звания - на первой ступени - доцента, на второй - профессора.

Аттестация была государственной, признание ее результатов было обязательным на всей территории страны. В отношении аттестованных специалистов действовала система льгот и привилегий, таких как фиксированные надбавки к заработной плате, льготы по жилплощади, снятие барьеров с карьерного роста специалиста и пр.

Научная аттестация с успехом выполнила возложенные на нее задачи: в сферу науки были привлечены талантливые кадры, которые обеспечили мощные научные прорывы, вывели отечественную науку на ведущие мировые позиции. Ученые и преподаватели высших учебных заведений приобрели в стране статус референтного слоя.

В то же время система  государственной аттестации оказалась крайне инерционной: за 80 лет своего существования она не откликнулась адекватно на глобальные перемены, происходящие в мире и нашей стране.   До сих пор в стране официально признаются только результаты государственной научной аттестации, и ВАК отождествляется с системой аттестации в целом.

Национальная система аттестации слабо связана с международной практикой, как следствие - национальные документы об аттестации практически не признаются за рубежом.

Профессиональная аттестация по международным стандартам с присуждением широко распространенных в мире профессиональных докторских степеней представлена крайне слабо.

В то же время в развитых странах запада профессиональная аттестация наряду с научной аттестацией составляют систему аттестации кадров высшей квалификации в целом.

Основанием для профессиональной аттестации специалиста являются значимость его вклада в сферу профессиональной деятельности и оценка этого вклада профессиональным сообществом. Если говорить более конкретно, для аттестации необходимо: высшее профессиональное образование; дополнительное образование;  участие специалиста в саммитах, конференциях, симпозиумах, позволяющих перманентно обновлять профессиональные знания;  патенты, научные разработки, проекты и практические работы, характеризующие вклад специалиста в сферу профессиональной деятельности.

Важнейшим показателем состоятельности профессионала является общественная и государственная оценка его успехов и достижений - государственные и общественные награды, грамоты, поощрения и пр.

Современный кризис ВАК в большой мере можно рассматривать как кризис национальной системы аттестации кадров высшей квалификации, в целом. Российская система аттестации не откликнулась адекватно на формирование в стране нового референтного слоя - предпринимателей,  банковской элиты,  управленцев высокого уровня и др. - система профессиональной аттестации не была создана, что вынуждает людей, далеких от науки, аттестоваться в ВАК, нерационально тратя время и средства.

В целом ряде случаев - это не вина претендентов на аттестацию, а беда, связанная с востребованностью статусных характеристик и неповоротливостью государственной системы аттестации, зажатой в чиновничьи тиски и крайне медленно обновляющейся.

Следует отметить, однако, что попытки сближения национальной системы аттестации специалистов высшей квалификации с общепринятыми мировыми стандартами, в том числе со стандартами МСКО 97 предпринимались уже в середине 90-х годов XX века.  

В 1998 году в стране был учрежден Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет. Миссия Комитета  -  обеспечение адекватной оценки вклада российских специалистов в развитие различных отраслей национальной экономики, бизнеса, управления, культуры, образования и общественное признание результатов профессиональной деятельности отечественных специалистов на мировом рынке.

По замыслу организаторов, Комитет должен был заполнить пустующую в стране нишу профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, принять участие в создании сбалансированной системы аттестации, включающей научную и профессиональную аттестацию, сблизить национальную систему аттестации кадров высшей квалификации с международной практикой.

В 2013 году Комитет отмечает свой 15-летний юбилей. Практический опыт, накопленный за 15 прошедших лет дает основание говорить, что уровень признания профессиональных докторских степеней МАААК за рубежом выше, чем в нашей стране. В числе причин этого явления - отсутствие информации о мировой практике профессиональной аттестации, о системе профессионального доктората и абсолютная доминанта аттестации в ВАК, сформированная на 80 летний период ее существования.

В последние годы тема общественно-профессиональной аттестации в нашей стране неоднократно поднималась управленцами самого высокого уровня - Министром образования и науки А.А. Фурсенко в 2007 г., новым Председателем ВАК В.М. Филипповым в 2013 году на этапе его вступления в новую должность и др.

"Пилотный проект по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других" содержится в          "Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ", разработанной Минобрнауки и обсуждавшейся на расширенном заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ летом 2013 г.

Однако, конкретно и емко основные рамки общественно-профессиональной аттестации и системы аттестации кадров высшей квалификации в целом определены в ежегодном послании Президента В.В.Путина в 2012 году.  Цитирую - "Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах".

Именно в этой фразе заключены основные тренды модернизации национальной системы аттестации кадров высшей квалификации - развитие профессиональной аттестации наряду с научной аттестацией,  развитие профессиональной аттестации по международным стандартам,  опора на профильные общественные объединения, выступающие в роли экспертного сообщества.

С уверенностью можно говорить, что общественно-профессиональная аттестация специалистов высшей квалификации с присуждением профессиональных докторских степеней, сыграет большую роль в ускорении процесса инновационного развития страны в модернизации отечественной промышленности, будет способствовать, как минимум:

-  структурированию нового референтного слоя;

- повышению статуса отечественных профессионалов, росту их конкурентоспособности в условиях глобализирующихся рынков;

- сближению национальной системы аттестации с международными нормами, росту признания отечественных документов об аттестации за рубежом;

-  освобождению ВАК от непрофильных функций;

- притоку в сферу дополнительного профессионального образования специалистов, владеющих современными технологиями, способных обеспечить новую образовательную парадигму - "образование через всю жизнь".

Автор Президент МАААК профессор Т.К.Сергеева

Прислать новость

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 03.11.2013  |  00:00

Страница изменена: 01.03.2024  |  22:00