Все новости  /  Новости  /  Опыт защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

 

 

Опыт защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы

10.07.2015.

10 июля 2015 года на круглом столе «Взаимодействие в сфере защиты прав потребителей», организованном Новосибирским УФАС России одной из тем обсуждения стало существующее рекламное законодательство и опыт его применения, сообащет пресс-служба Новосибирского УФАС России.

«Люди по своей природе восприимчивы к информации из вне, а недобросовестная реклама всегда несет какие-то негативные для них последствия, такую рекламу необходимо пресекать, а лиц ее распространяющих привлекать к административной ответственности», - прокомментировала актуальность этого направления деятельности антимонопольных органов заместитель руководителя  Новосибирского УФАС России Наталья Камнева.

Отметим, что потребители рекламы это нечто иное, чем  статус потребителя в рамках закона «О защите прав потребителей». А именно, потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Таким образом, главной темой обсуждения стало разграничение вопросов, которые рассматриваются антимонопольными органами и органами защиты прав потребителей, иными органами, а также в рамках гражданского законодательства, то есть в судебном порядке.

 Коротко рассказав об истории развития рекламного законодательства, как неотъемлемой части 25-летней истории становления антимонопольного регулирования в России, заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС России Татьяна Лопаткина осветила наиболее часто встречающие сферы нарушений, находящиеся в компетенции антимонопольного органа.

Так в середине 90-х годов граждане чаще страдали от рекламы  финансовых пирамид, с начала 2000-х повсеместно стали распространены нарушения в рекламах БАД и  пищевых добавок, которые выдавались за лекарства. Кроме того с завидным постоянством нарушения находятся в  рекламе лекарств, медицинских услуг без лицензии,  медицинских изделий. Распространены такие нарушения, как умалчивание о существенной информации в  рекламе кредитов, акций со скидками и подарками, приводящее к искажению смысла, что наиболее часто обманывает ожидания граждан.  В последние годы лидирует отрасль смс-рекламы, заявления  на эту тему составляют 70% от всех рассмотренных обращений в сфере контроля за рекламным законодательством.

По словам Татьяны Лопаткиной, ошибаются не только рекламодатели, но и заявители: «Основные заблуждения, с которыми сталкиваются антимонопольные органы при рассмотрении заявлений  это неверная оценка информации в качестве рекламы. Граждане  считают  рекламой разговор с менеджером при заключении договора, разговоры по телефону, ответы на вопросы. Кроме того, часто принимают за рекламу вывеску, этикетку на товаре с информацией о его весе и свойствах, информацию на официальном  сайте производителя и продавца, объявления о приеме на работу с указанием неточной зарплаты и т.д. Предвыборная агитация, политическая реклама также находятся вне ведения антимонопольного органа, однако  раздражающие граждан политические плакаты бывают поводом для заявлений».

Говоря о разграничении вопросов входящих в полномочия антимонопольных органов, Татьяна Лопаткина пояснила: «Статья 2 Федерального закона «О рекламе» имеет четкие указания, что считается рекламной, а что нет.  Дополнительную помощь оказывает судебная практика».

В плане взаимодействия между надзорными органами и общественными организациями на круглом столе было отмечено, что в перспективе сотрудничество вопросы по обмену информацией остаются актуальными. Участники признали необходимость в объединении усилий  по защите потребителей от недобросовестной рекламы.

 

Справка:

Под действие Федерального закона «О рекламе», согласно статьи 2 настоящего закона, не попадает политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;  информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;  справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;  сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;  вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;  объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;  информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;   любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;  упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 10.07.2015  |  23:00

Страница изменена: 14.07.2022  |  18:27